alfakoshka (alfakoshka) wrote in ru_psicholog,
alfakoshka
alfakoshka
ru_psicholog

Category:

Куда обращаться, если Вам грозит опасность?

________________________________________
Право на обращение: Как, куда и по какому поводу
Автор Орыся Недобуга
Среди базовых прав гражданина — право обращаться в любое государственное или коммунальное учреждение, частную организацию, к любому должностному лицу.

Что такое право на обращение и почему важно уметь им пользоваться?
Это право гражданина предполагает, что в той инстанции, куда он обращается, его обязаны принять и выслушать, его письменное обращение зарегистрировать, своевременно рассмотреть и предоставить мотивированный ответ о принятом на основании закона соответствующем решении.
В демократическом обществе реализация права на обращение имеет важное значение.
С одной стороны, это законный способ свободно высказывать свое отношение к различным явлениям, поднимать проблемы и добиваться их решения.
С другой стороны — обращения граждан служат источником информации для органов публичной власти о потребностях, интересах и настроениях граждан.
Об особенностях права на обращение в Украине рассказывает юрист Ольга Борейша.

Какими законами закреплено право на обращение?
Право на обращение граждан закреплено в статье 40 Конституции Украины: «Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным лицам и служащим этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок».
Реализация права на обращение и сама процедура установлена Законом Украины «Об обращении граждан», в котором подчеркивается, в том числе, важность таких обращений, как:
• внесение предложений органам государственной власти по улучшению их деятельности;
• изобличение недостатков в работе государственных организаций;
• обжалование действий (бездействия) должностных лиц государственных и общественных организаций.

Есть ли ограничения в праве на обращение?
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и государственной безопасности, а также лица рядового и начальнического состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины имеют право подавать обращения, которые не касаются их служебной деятельности.
Лица, которые не являются гражданами Украины, но законно находятся на ее территории, имеют право на обращение наравне с гражданами Украины, если иное не предусмотрено международными договорами.

К кому и по каким поводам нужно обращаться?
На основании Закона Украины «Об обращении граждан» каждый дееспособный гражданин имеет право обратиться с замечаниями, предложениями, заявлениями или ходатайствами с целью реализации своих социально-экономических, политических, личностных прав и законных интересов, либо же с жалобой об их нарушении, к:
• Президенту Украины;
• Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (омбудсмен);
• Председателю Верховной Рады Украины;
• органам государственной власти (в том числе, в милицию, прокуратуру, налоговую, в органы юстиции);
• органам местного самоуправления;
• объединениям граждан;
• предприятиям, учреждениям, организациям независимо от их форм собственности;
• средствам массовой информации;
• должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями;
• народным депутатам.
В милицию и прокуратуру обращаемся с заявлением о фактах нарушения закона, о совершении преступления.
Помните, что рассмотрение обращений избирателей входит в обязанности народного депутата, закрепленные в Законе Украины «О статусе народного депутата Украины».


Как выбрать самый эффективный вид обращения?
Обращения граждан могут быть письменными или устными, индивидуальными или коллективными. Устные обращения должны записываться должностным лицом на личном приеме.
Существуют разные виды обращений: предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. Их стоит различать, чтобы выбрать тот вид обращения, который будет лучше всего соответствовать его содержанию. Это поможет повысить эффективность ожидаемого результата.
Жалоба — это обращение с требованием о защите ваших законных интересов и восстановлении прав, нарушенных действиями (или бездействием), решениями различных органов власти, организациями и должностными лицами, в том числе, решения, действия или бездействие, вследствие которых:
• нарушены ваши законные права, интересы и свободы;
• созданы препятствия для осуществления вами законных прав, интересов и свобод;
• незаконно возложены на вас, как гражданина, какие-либо обязанности или незаконно привлечено к ответственности.
Заявление (ходатайство) — это обращение с просьбой о содействии в реализации ваших законных прав и интересов, а также сообщения о нарушениях действующего законодательства или недостатках в работе органов власти и организаций, депутатов всех уровней и должностных лиц. Ходатайством также может быть письменное обращение с просьбой о закреплении за просителем определенного статуса, права или свободы.
Предложение (замечание) — обращение, в котором выражается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц и организаций. Кроме того, в данном обращении может быть изложена мысль об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, усовершенствовании действующей правовой базы, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Как правильно составить письменное обращение?
1) Язык. Официальным государственным языком в Украине является украинский язык. Поэтому официальные и деловые документы рекомендуется оформлять именно на этом языке.
2) Объем и шрифт. Объем обращения в идеале не должен превышать размера одной страницы печатного текста формата А4. Если документ получился больше страницы, стоит пронумеровать и подписать каждый лист. Шрифт должен быть читабельным, четким, не мелким и не слишком крупным. Можно использовать популярный Times New Roman, 12 размер.
3) Название. Поскольку каждый вид обращения имеет свой смысл и порядок рассмотрения, нужно правильно определить название — либо «Жалоба», либо «Заявление (Ходатайство)», либо «Предложение (Замечание)».
4) Реквизиты. В правом верхнем углу документа обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество заявителя (полностью, без сокращений), подробный адрес места проживания (регистрации) с указанием почтового индекса, контактные телефоны, электронная почта. Благодаря этим реквизитам чиновник, обрабатывающий обращение, будет иметь возможность оперативно связаться с заявителем. Помните, что письменное обращение без указания места проживания или не подписанное автором, считается анонимным и рассмотрению не подлежит!
5) Суть. Лучше начинать обращение со слов «Уважаемый (Уважаемая)» и заканчивать фразой «С уважением». Кратко и ёмко должна быть изложена суть вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, прошения или требования. В одном обращении лучше касаться одной проблемы, а если их много — стоит написать несколько обращений по каждой проблеме отдельно. Излагая содержание и историю решения вашего вопроса, укажите ссылки на соответствие ваших требований (просьб) законодательным актам, либо же на противоречие им действий должностных лиц, на которых вы жалуетесь. Заканчивайте ваше обращение конкретными требованиями (просьбами), в которых будет сформулировано, чего именно вы хотите достичь. Не стоит использовать размытые фразы типа «прошу разобраться» или «просим рассмотреть».
6) Подпись и дата. Под текстом обращения обязательно ставится личная подпись заявителя и дата составления обращения. Без них документ будет возвращен заявителю без рассмотрения.
7) Приложения. В конце обращения следует написать слово «Приложения» и письменно перечислить по порядку все документы и решения, которые вами обжалуются или упоминаются в тексте обращения, ответы других учреждений, к которым вы ранее уже обращались по данному вопросу, с указанием соответствующих номеров, дат и количества страниц. Копии всех перечисленных документов необходимо приложить к вашему обращению.
8) Количество. Составляйте обращение как минимум в двух экземплярах — один отправляется адресату, а второй с отметкой о регистрации (вручении) остается у вас на руках.

Как можно подавать обращение?
Чтобы обращение было обязательно рассмотрено, его нужно правильно оформить и подать. Предусмотрено шесть основных способов подачи.
Первый — лично через канцелярию (приемную) учреждения, в которое вы обращаетесь. Один экземпляр остается у лица, ответственного за прием заявлений, второй экземпляр возвращается вам с указанием даты подачи документа, штампом с входящим номером, фамилией и подписью работника канцелярии. Стоит узнать номер телефона, по которому вы сможете узнать, кому ваше обращение направлено и на какой стадии рассмотрения оно находится.
Второй — через уполномоченного представителя. Если автор обращения не может сам его подать, то он может это поручить сделать кому-то другому. Для этого нужно оформить соответствующую доверенность у нотариуса. В остальном процедура такая же, как и в первом случае.
Третий — обращение можно отправить по почте — рекомендованным письмом с получением уведомления о вручении.
Четвертый — посредством публикации в средствах массовой информации. Этим вариантом лучше воспользоваться в случае коллективного обращения. Однако, стоить иметь ввиду, что законом не установлена обязанность СМИ публиковать обращения граждан, это делается лишь по желанию и усмотрению руководства СМИ. Если тема злободневная и принимается решение опубликовать обращение, то СМИ от своего имени публикует на страницах издания запрос в соответствующий орган с припиской «считать официальным», параллельно также дублируя письменно по почте. Процедура обработки и сроки для предоставления ответа на такой запрос такие же, как и для остальных случаев. Чаще всего обращения граждан через СМИ затрагивают общественные вопросы, связанные с коммунальным и жилищным хозяйством, проблемами транспорта и связи, торговли и социального обеспечения.
Пятый — через государственную систему электронных обращений www.z.gov.ua. Это относительно новый единый информационный веб-ресурс обращений граждан к органам государственной власти и местного самоуправления. Здесь можно, не выходя из дома, создать электронное обращение или запрос на получение публичной информации, используя личную электронную цифровую подпись — ЭЦП (в соответствии с Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» документ, подписанный ЭЦП по правовому статусу приравнивается к собственноручно подписанному). Для этого потребуется всего лишь пройти бесплатную и несложную регистрацию, руководствуясь подсказками системы. Портал обеспечит передачу обращения, запроса органам государственной власти. Ответ на электронное обращение предоставляется удобным для заявителя способом — письменно на почтовый адрес, указанный в заявлении, либо в электронном виде.
Шестой — посредством официальных запросов, направленных в защиту ваших интересов от имени других должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций.
Седьмой — подача электронной петиции. Вскоре в Украине появится совершенно новый вид обращения. 2 июля 2015 года Верховная Рада внесла изменения в Закон Украины «Об обращениях граждан», которыми вводится новый вида обращения — электронная петиция через официальные веб-сайты соответствующих органов либо веб-сайты общественных объединений. Ответ на такую петицию будет предоставлен при условии сбора в ее поддержку необходимого количества подписей граждан не позднее 20 календарных дней со дня ее опубликования на официальном веб-сайте. Изменения пока еще не вступили в силу, поскольку документ находится на стадии подписания президентом Украины Петром Порошенко.

Можно ли жаловаться на то, что произошло уже давно?
Ограничения по срокам установлены только для подачи жалоб. Для подачи обращений других видов ограничений нет.
Так, жалоба на решение какого-либо органа власти должна быть подана в вышестоящий орган или должностному лицу высшего уровня на протяжении одного года с момента принятия данного решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Если данный срок пропущен заявителем по уважительной причине, которая может быть подтверждена документально, вышестоящий орган или должностное лицо, получившее жалобу, может принять решение о продлении срока.
Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, в случае несогласия с ним гражданина может быть обжаловано в суде в срок, предусмотренный законодательством Украины.

Когда вам должны ответить на обращение?
Органы власти или должностные лица обязаны внимательно разобраться в полученном обращении. При необходимости они имеют право запросить у заявителя дополнительные документы или направить сотрудников на места для проверки.
О своем решении по вашему вопросу они должны сообщить письменно, к тому же ответ по результатам рассмотрения дается именно тем органом, который получил обращение и в компетенцию которого входит решение указанных в заявлении вопросов.
Обращения граждан, которые поступили в прокуратуру города впервые и по ним еще не принимались решения прокурорами районного уровня или компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, будут перенаправлены в течение 5-ти дней в соответствующую районную прокуратуру или иные органы для принятия решения по назначению. В случае, если заявитель посчитает, что его обращение не решено на уровне районного ведомства, он имеет право обжаловать полученный результат в прокуратуре города или непосредственно в суде.
Согласно статьи 20 Закона Украины «Об обращениях граждан» письменный ответ на обращение должен быть дан:
• немедленно или не позднее 15-ти дней со дня поступления — если вопрос не требует дополнительного изучения;
• в течение месяца — это стандартный срок;
• до 45-ти дней — если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего учреждения определяет необходимый срок для его рассмотрения (но не позднее 45 дней), о чем сообщается заявителю.
На основании письменного обоснованного требования заявителя срок рассмотрения обращения может быть сокращен.
В первоочередном порядке рассматриваются обращения граждан, имеющих установленные законодательством льготы.

Когда Вам законно могут отказать в рассмотрении обращения?
Заявителю может быть отказано в приеме и рассмотрении обращения, если:
• в письменном обращении не указан адрес места проживания или же отсутствует подпись автора. Такое обращение квалифицируется как анонимное и рассмотрению не подлежит;
• если обращение подано повторно от одного и того же лица в то же самое учреждение или тому же самому должностному лицу по вопросу, на который ранее уже было дано решение;
• если обращение-жалоба подано больше чем через год с момента принятия обжалуемого решения. Или позднее чем через месяц с момента ознакомления гражданина с принятым решением;
• если обращение подано лицом, признанным недееспособным в судебном порядке.

Что делать, если вам не ответили или вы получили отписку?
Если в удовлетворении просьбы (требования), изложенного в обращении, вам отказано, ответ должен содержать ссылки на законодательство, изложение мотивов отказа и разъяснение порядка дальнейшего обжалования принятого решения.
Если вы считаете, что полученный ответ по сути далек от поставленного вопроса (то есть, вы получили отписку), стоит обратиться к этому чиновнику повторно, приложив полученный ответ и свои претензии к нему. Если и второй ответ вас не устроит, обращайтесь в вышестоящий орган или к должностному лицу высшего уровня, изложив суть проблемы и приложив копии всех документов, в том числе и предыдущую переписку.
Если в надлежащий срок вы не получили ответ на ваше обращение, по поводу данного нарушения можете смело обращаться с жалобой в прокуратуру, поскольку в ее компетенции находится контроль за исполнением Закона Украины «Об обращениях граждан».

Что грозит чиновникам за нарушение вашего права на обращение?
Должностные лица, виновные в нарушении Закона Украины «Об обращениях граждан», несут гражданскую, административную либо уголовную ответственность, в зависимости от тяжести своей вины.
В случае установления вины органа или должностного лица, принявшего неправомерное решение по обращению гражданина, виновники возмещают ему причиненные материальные убытки, связанные с подачей и рассмотрением жалобы, подтвержденные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и потерянный за все это время заработок. Споры о взыскании затрат рассматриваются в судебном порядке.
Также гражданину по его требованию и в порядке, установленном законодательством, могут быть возмещены моральные убытки, причиненные неправомерными действиями или решениями органа (должностного лица) при рассмотрении жалобы. Размер возмещения моральных (неимущественных) убытков в денежном эквиваленте определяется судом.
Как видим, ответственность чиновников установлена законодателем за неправомерные действия, касающиеся рассмотрения не всех видов обращений, а только жалоб.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments